Ретрагированные статьи
Актуальные проблемы филологии и педагогической лингвистики
Научный журнал
ISSN 2079-6021(Print)
ISBN 2619-029X(Online)
Выпуски

Готовятся к выходу тематические номера журнала:

Выпуск 3:
«Жанры речи: историческая динамика и современные трансформации»

Прием статей – до 20 августа.
Выход номера – 25 сентября.

Выпуск 4:
«Текст в современной филологической парадигме: герменевтика художественной коммуникации»

Прием статей – до 20 ноября.
Выход номера – 25 декабря.

Индексирование

Ретрагированные статьи

УДК 81-119
DOI: https://doi.org/10.29025/2079-6021-2020-2-31-43

К вопросу о зависимости персуазивности речевого сообщения от количества метафор


Калинин О.И. /

Получена: 08.04.2020 Принята: 27.04.2020 Опубликована онлайн: 25.06.2020

Резюме: В статье рассматривается проблема коммуникативного воздействия метафоры, а именно каким образом количество метафор в речевом сообщении влияет на персуазивность данного сообщения. Автор проводит анализ исследований в области речевого воздействия метафорических сообщений, а также исследований, которые нацелены на анализ плотности метафор в тексте. Также на основе оригинальной методики реализовано эмпирическое исследование, базирующееся на гипотезе, что большее количество метафор в тексте увеличивает силу речевого воздействия. При этом исследуется взаимосвязь речевого воздействия с воспринимаемой уместностью метафоры, под которой понимается соответствие использования метафоры языковой стилистической норме реципиента сообщения. В качестве методики исследования применяется опрос 80 респондентов, которые после прочтения высокометафоричных, малометафоричных и неметафоричных текстов должны были сделать выбор. Важной особенностью методики является тот факт, что тексты заданий были почти идентичны по содержанию, но при этом отличались метафоричностью и воспринимаемой уместностью. Результаты показали, что метафорические выражения во всех случаях были более персуазивны, чем неметафорические. При этом коэффициент корреляции между количеством метафор и персуазивностью сообщения составил 0,69, а с учетом воспринимаемой уместности – 0,73. Основной вывод исследования состоит в том, что чем выше плотность метафор в тексте, тем выше персуазивность данного речевого сообщения. Однако для достижения высокого уровня персуазивности количество метафор в тексте должно согласовываться с принципом воспринимаемой уместности, то есть конкретная плотность метафор в тексте обуславливается жанровыми и стилевыми особенностями речевого сообщения. Если уровень воспринимаемой уместности метафор низкий, то увеличение количества метафор имеет обратный эффект на персуазивность. Речевое сообщение с низким уровнем уместности метафор становится менее персуазивным, несмотря на количество метафор. 

Ключевые слова: речевое воздействие, метафора, воспринимаемая уместность, персуазивность метафоры, плотность метафоры, коммуникативное воздействие

Для цитирования: Калинин О.И. К вопросу о зависимости персуазивности речевого сообщения от количества метафор. Актуальные проблемы филологии и педагогической лингвистики. 2020. №2. С. 31–43

For citation: For citation: Kalinin O.I. To the question of the dependence of the persuasiveness of speech communication on the number of metaphors. Current Issues in Philology and Pedagogical Linguistics, 2020, no 2, рр. 31–43 (In Russ.).

PDF (RUS)

Язык: русский


Об авторе:

О.И. Калинин
Военный университет Министерства обороны
(Российская Федерация, г. Москва)
ORCID ID: 0000-0002-1807-8370; e-mail: okalinin.lingua@gmail.com


Список литературы:
1. Новицкая И.В. Теория концептуальной метафоры и развитие альтернативных концепций в рамках когнитивного направления метафорологии (по материалам современной англистики). Язык и культура. 2019;46:76-101. doi:10.17223/19996195/46/5.
2. Thibodeau Ph., Boroditsky L. Natural Language Metaphors Covertly Influence Reasoning. PLoS One. 2013;8(1):e52961. doi:10.1371/journal.pone.0052961.
3. Branum J., Charteris-Black J. The Edward Snowden affair: A corpus study of the British press. Discourse Communication. 2015;9(2):199–220. doi:10. 1177/ 1750481314568544.
4. Boeynaems A., Burgers C., Konijn E., Steen G.. The impact of conventional and novel metaphors in news on issue viewpoint. International Journal of Communication. 2017;11(June):2861–79. Доступно по: https://www. researchgate. net/publication/318038805_The_Impact_of_Conventional_and_Novel_Metaphors_in_News_on_Issue_Viewpoint. Ссылка активна на 27.05.2020.
5. Bottini G., Corcoran R., Sterzi R., Paulesu E., Schenone P., Scarpa P., et al. The role of the right hemisphere in the interpretation of figurative aspects of language A positron emission tomography activation study. Brain. 1994;117(6):1241–53. Доступно по: https://academic.oup.com/brain/article-lookup/doi/10.1093/brain/117.6.1241. Ссылка активна на 27.05.2020.
6. Anaki D., Faust M., Kravetz S. Cerebral hemispheric asymmetries in processing lexical metaphors. M.A. thesis at Bar-Ilan University. Neuropsychologia. 1998 Jun;36(7):691–700. Доступно по: https:// linkinghub. elsevier.com/retrieve/pii/S0028393297001413. Ссылка активна на 27.05.2020.
7. Coulson S., Van Petten C. Conceptual integration and metaphor: An event-related potential study. Memory and Cognition. 2002 Sep;30(6):958–68. Доступно по: http://link.springer.com/10.3758/BF03195780. Ссылка активна на 27.05.2020.
8. Pynte J., Besson M., Robichon F-H., Poli J. The Time-Course of Metaphor Comprehension: An Event-Related Potential Study. Brain and Language. 1996 Dec;55(3):293–316. Доступно по: https:// linkinghub. elsevier. com/ retrieve/ pii/S0093934X96901078. Ссылка активна на 27.05.2020.
9. Mashal N., Faust M., Hendler T. The role of the right hemisphere in processing nonsalient metaphorical meanings: Application of Principal Components Analysis to fMRI data. Neuropsychologia. 2005 Jan;43(14):2084–100. Доступно по: https://linkinghub.elsevier.com/retrieve/pii/S002839320500151X. Ссылка активна на 27.05.2020.
10. Van Stee S.K. Meta-Analysis of the Persuasive Effects of Metaphorical vs. Literal Messages. Communication Studies. 2018 Oct 20;69(5):545–66. Доступно по: https://www.tandfonline.com/doi/full/10.1080/10510974.2018.1457553. Ссылка активна на 27.05.2020.
11. Thibodeau Ph., Boroditsky L. Metaphors We Think With: The Role of Metaphor in Reasoning. PLoS One. 2011 Feb 23;6(2):e16782. Доступно по: https://dx.plos.org/10.1371/journal.pone.0016782. Ссылка активна на 27.05.2020.
12. Belt T. Metaphor and Political Persuation. M.A. Tthesis at University of Southern California; 2003. 
13. Ottati V., Renstrom R. Metaphor and Persuasive Communication: A Multifunctional Approach. Social and Personality Psychology Compass. 2010 Sep 2;4(9):783–94. doi: 10.1111/j.1751-9004.2010.00292.x.
14. Richards I. The Philosophy of Rhetoric. Oxford: Oxford University Press; 1965:138. 
15. Sopory P. Metaphor and Attitude Accessibility. Southern Communication Journal. 2006 Sep;71(3):251–72. Доступно по: http://www.tandfonline.com/doi/abs/10.1080/10417940600846037. Ссылка активна на 27.05.2020.
16. Hussey K., Katz A. Metaphor Production in Online Conversation: Gender and Friendship Status. Discourse Processes. 2006 Jul;42(1):75–98. Доступно по: http://www.tandfonline.com/doi/abs/10.1207/s15326950dp4201_3. Ссылка активна на 27.05.2020.
17. Littlemore J., Krennmayr T., Turner J., Turner S. An Investigation into Metaphor Use at Different Levels of Second Language Writing. Application Linguistics. 2014 May;35(2):117–44. Доступно по: https://academic.oup.com/applij/article-lookup/doi/10.1093/applin/amt004. Ссылка активна на 27.05.2020.
18. Low G. Metaphor and positioning in academic book reviews. In: Zanotto MS, Cameron L., Cavalcanti M.C., editors. Confronting Metaphor in Use. John Benjamins Publishing Company; 2008:79–100. Доступно по: https://benjamins.com/catalog/pbns.173.06low. Ссылка активна на 27.05.2020.
19. Mio J., Riggio R., Levin S., Reese R. Presidential leadership and charisma: The effects of metaphor. Leadership Quarterly. 2005 Apr;16(2):287–94. Доступно по: https://linkinghub.elsevier.com/retrieve/pii/S1048984305000068. Ссылка активна на 27.05.2020.
20. Cunningham J. Metaphor and Reading Comprehension. Journal of Reading Behaviour. 1976 Dec 11;8(4):363–8. Доступно по: http://journals. sagepub. com/doi/10.1080/10862967609547191. Ссылка активна на 27.05.2020.
21. De Landtsheer C. Collecting Political Meaning from the Count of Metaphor. In: Metaphor and Discourse. London: Palgrave Macmillan UK; 2009:59–78. Доступно по: http://link.springer.com/10.1057/9780230594647_5. Ссылка активна на 27.05.2020.
22. De Landtsheer C. Methods for the study of political metaphor in leadership studies. In: Conference of ECPR. Glasgow; 2011. 
23. Ерохина А.Б. Прагматика метафоры в англоязычном критическом искусствоведческом дискурсе. Филологические науки Вопросы теории и практики. 2016;7(61):86-89. Доступно по: www. gramota. net/materials/ 2/2016/ 7-3/25.html. Ссылка активна на 27.05.2020.
24. Барышникова Г.В., Дубинина И.И. Метафорическое создание политического образа руководителя России в западных СМИ (на материале англо-американской и французской прессы). Известия ВГПУ. 2019;4(137):179–85. Доступно по: https://cyberleninka.ru/article/ n/ metaforicheskoe-sozdanie-politicheskogo-obraza-rukovoditelya-rossii-v-zapadnyh-smi-na-materiale-anglo-amerikanskoy-i-frantsuzskoy. Ссылка активна на 27.05.2020. 
25. Бондаренко И.В. Лингвопрагматический потенциал метафоры в политическом выступлении. Вестник Балтийского федерального университета им И. Канта. Серия Филология, педагогика, психология. 2019;2:52–60. Доступно по: https://cyberleninka.ru/article/n/ lingvopragmaticheskiy-potentsial-metafory-v-politicheskom-vystuplenii. Ссылка активна на 27.05.2020.
26. Калинин О.И., Мавлеев Р.Р. Метафора как средство анализа имплицитной информации в политическом дискурсе. Вестник ПГУ. 2019;1:175–9. Доступно по: https://pgu.ru/upload/iblock/b8d/Annotatsii-po-_1-2019-na-sayt-Vestnika_57_58.pdf. Ссылка активна на 27.05.2020.


Количество показов: 535

Возврат к списку



Мы публикуем исследования в области русской и зарубежной филологии и сферы преподавания филологических дисциплин. Мы рекомендуем авторам внимательно прочитать содержание нашего журнала, правила подачи заявок и заявления о злоупотреблениях. Оригинальным статьям и исследованиям, разрабатывающим новые теоретические вопросы, отдается предпочтение. Такие работы всегда цитируются, а цитирование ваших работ отражает ваш статус как исследователя.
ISSN 2079-6021 (Print)
ISBN 2619-029X (Online)
^ Наверх