Прецедентные имена инокультурных реалий в дискурсе российской политической рекламы
Актуальные проблемы филологии и педагогической лингвистики
Научный журнал
ISSN 2079-6021(Print)
ISBN 2619-029X(Online)
Выпуски

Готовятся к выходу тематические номера журнала:

Выпуск 3:
«Жанры речи: историческая динамика и современные трансформации»

Прием статей – до 20 августа.
Выход номера – 25 сентября.

Выпуск 4:
«Текст в современной филологической парадигме: герменевтика художественной коммуникации»

Прием статей – до 20 ноября.
Выход номера – 25 декабря.

Индексирование

Прецедентные имена инокультурных реалий в дискурсе российской политической рекламы

УДК 81’42+81’373.2
DOI: https://doi.org/10.29025/2079-6021-2021-1-32-47

Прецедентные имена инокультурных реалий в дискурсе российской политической рекламы

Авторы: А.В. Дмитриева



Резюме: В статье в когнитивно-прагматическом аспекте рассматриваются особенности функционирования прецедентных имен собственных в поликодовых видеотекстах российской политической рекламы. Актуальность исследования обусловлена важностью рассмотрения механизмов смыслопорождения в политическом дискурсе с привлечением прецедентных имен как знаков культуры. Особое внимание уделяется вопросам актуализации экстралингвистической информации с помощью прецедентных онимов и сопутствующих невербальных знаков. Поднимается вопрос о смысловом варьировании прецедентных имен в контексте российской политической рекламы. В качестве материала исследования используются тексты политических рекламных видеороликов, выпущенных в ходе президентских кампаний в России с 1990-х гг. до настоящего времени. Анализ материала в русле когнитивно-дискурсивного подхода позволил определить основные концепты, репрезентированные прецедентными именами, и охарактеризовать их роль в формировании картины мира, транслируемой в рассматриваемых видеотекстах. Выявлено значительное разнообразие концептосфер исследуемых прецедентных имен: история, политика, география, международные конфликты и войны, искусство, сказки и мультфильмы, экономика и СМИ. Установлены различные виды корреляции вербальных и невербальных знаков, актуализирующих прецедентные онимы в исследуемых видеотекстах.  Анализ прагматического воздействия текста, включающего прецедентные имена, продемонстрировал такие смысловые трансформации, как усиление отдельных компонентов семантики для решения определенных прагматических задач.  Основными функциями прецедентных имен являются экспрессивно-иллюстративная, экспрессивно-эмотивная и прагматическая. Отмечается, что большинство рассматриваемых прецедентных феноменов относятся к европейским, североамериканским и азиатским реалиям. Картина мира, репрезентированная прецедентными именами, служат отражением политических взглядов субъектов коммуникации и актуальных тенденций в российской политической риторике.

Ключевые слова: прецедентное имя, политическая реклама, политический рекламный текст, политический рекламный дискурс, видеотекст, поликодовый текст, концепт, концептосфера

Благодарности: Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта № 19-312-90025

Для цитирования: Дмитриева А.В. Прецедентные имена инокультурных реалий в дискурсе российской политической рекламы. Актуальные проблемы филологии и педагогической лингвистики. 2021. №1. С. 32–47

For citation: A.V. Precedent Names of Non-native culture-bound Elements in the discourse of Russian political advertisement. Current Issues in Philology and Pedagogical Linguistics. 2021, no 1, pp. 32–47 (In Russ.)

PDF (RUS)

Язык: русский


Об авторе:

А.В. Дмитриева

Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина,
620002, Екатеринбург, Российская Федерация, ул. Мира, 19;
e-mail: a.v.dmitrieva@urfu.ru
ORCID ID: 0000-0001-5210-8556; Researcher ID: R-4963-2018


Список литературы:
1. Захаренко И.В., Красных В.В., Гудков Д.Б., Багаева Д.В. Прецедентное имя и прецедентное высказывание как символы прецедентных феноменов. Язык, сознание, коммуникация: сб. статей. М.: Филология; 1997;1:82–103.
2. Гудков Д.Б. Теория и практика межкультурной коммуникации. М.: Гнозис; 2003.
3. Красных В.В. Этнопсихолингвистика и лингвокультурология: курс лекций. М.: Гнозис; 2002.
4. Слышкин Г.Г. Лингвокультурные концепты прецедентных текстов в сознании и дискурсе. М.: Academia; 2000.
5. Караулов Ю.Н. Русский язык и языковая личность. М.: Издательство ЛКИ; 2010.
6. Нахимова Е.А. Прецедентные онимы в современной массовой коммуникации: теория и методика когнитивно-дискурсивного исследования. Екатеринбург; 2011.
7. Сорокин Ю.А., Гудков Д.Б., Красных В.В., Вольская Н.П. Феномен прецедентности и прецедентные феномены. Язык, сознание, коммуникация. М.: Издательство «Диалог-МГУ»; 1998;4:5–33.
8. Кушнерук С.Л. Прецедентные имена как символы прецедентных феноменов в рекламных дискурсах России и США. Известия Уральского государственного педагогического университета. Лингвистика. 2005;16:182–189.
9. Михалева О.Л. Политический дискурс: специфика манипулятиного воздействия. М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ»; 2009.
10. Ворошилова М.Б. Креолизованный рекламный текст: аспекты изучения. Уральский филологический вестник. Серия: Язык. Система. Личность: лингвистика креатива. 2012;2:40–43.
11. Вашунина И.В. Креолизация текста как прием реализации манипуляционной стратегии. Преподаватель XXI Век. 2016;1–2:339–346.
12. Гуськова С.В. Креолизованный текст в российских масс-медиа (на примере общественно-политических изданий Центрального федерального округа России). Вопросы когнитивной лингвистики. 2016;1 (46):109–116, doi:10.20916/1812-3228-2016-1-109-116.
13. Куренная А.В, Шустрова Е.В. Креолизованный текст и методики его описания. Лингвокультурные типажи американских президентов. Екатеринбург: Уральский государственный педагогический университет; 2016:15–83.
14. Науменко Е.Э. Композиционные и лексико-стилистические особенности англоязычной социальной рекламы. Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2016;1-2 (55):134–139.
15. Бернацкая А.А. К проблеме «креолизации» текста: история и современное состояние. Речевое общение: специализированный вестник. 2000;3:104–110.
16. Анисимова Е.Е. Лингвистика текста и межкультурная коммуникация (на материале креолизованных текстов): учеб. пособие для студ. фак. иностр. яз. вузов. М.: Издательский центр «Академия»; 2003.
17. Дымова А.В. Креолизованный рок-текст (на основе песни Does – KnowKnowKnow). Психолингвистические аспекты изучения речевой деятельности. 2016;14:124–128.
18. Bardin L. Le texte et l’image. Communication et langages. 1975;26: 98-112. doi:10.3406/colan.1975.4211. Доступно по: http://www.persee.fr/doc/colan_ 0336-1500_1975_num_26_1_4211. Ссылка активна на 22.02.2021.
19. Иванова Е.А. Образ современной Европы в политической карикатуре. Политическая лингвистика. Россия, Екатеринбург: УрГУ; 2018;(4):77–86.
20. Мардиева Л.А. Коллективная культурная память общества (прецедентные визуальные образы и феномены). Вестник Пермского университета. Российская и зарубежная филология. 2011;(3):42–48.
21. Мардиева Л.А. Механизмы воздействия прецедентных визуальных феноменов на сознание читателей. Филология и культура. 2012;(1):42–48.
22. Тихонова С.А. Прецедентные феномены в британской политической карикатуре, посвященной Брекситу. Политическая Лингвистика. 2020;(5 (83)):130–148, doi:10.26170/pl20-05-12.
23. Ахметова А.Р. Городские интернет-мемы: лингвокультурологический аспект (на примере г. Уфы). Актуальные проблемы филологии и педагогической лингвистики, 2020;(1):102–111, doi:10.29025/2079-6021-2020-1-102-111.
24. Клочко К.А. Поликодовый текст: грамматический подход. Актуальные вопросы филологии и переводоведения в свете современных исследований. Сборник научных статей по материалам XIV Международной научно-практической конференции. Ответственные редакторы Н.В. Кормилина, Н.Ю. Шугаева. 2017. Чебоксары: Чувашский государственный педагогический университет им. И.Я. Яковлева; 2017:187–191.
25. Тичер С., Мейер М., Водак Р., Веттер Е. Методы анализа текста и дискурса. Х.: Изд-во «Гуманитарный Центр»; 2017.
26. Почему я голосую за Путина - Ю. Башмет. Доступно по: https://www.youtube.com/watch?v=IdrFCmb0KxA. Ссылка активна на 08.01.2021.
27. Шаккум (Выборы-1996): Все говорят, он делает. Доступно по: https://www.youtube.com/watch?v=EXZ2rL3PwXY. Ссылка активна на 20.02.2021.
28. Будет ли третья мировая война? (запись - июнь 2017). Доступно по: https://www.youtube.com/watch?v=mCc12qbuo10. Ссылка активна на 01.01.2021.
29. Голомидова М.В. Искусственная номинация в русской ономастике. Екатеринбург; 1998.
30. Лебедь-1996: Надежда России. Доступно по: https://www.youtube.com/watch?v=TQD1ENDXHPc. Ссылка активна на 15.02.2021.
31. Политическая реклама Сергей Миронов. Россия. 2012 г. Мульт. Хотим достойной жизни! Доступно по: https://www.youtube.com/ watch?v=PgtDh81NyNo. Ссылка активна на 18.08.2020.
32. Максим Сурайкин - наш кандидат и президент! Доступно по: https://www.youtube.com/watch?v=zag-VRlkB-0. Ссылка активна на 26.01.2021.
33. Политическая реклама, нарезка Г. Зюганов, 2008 г. Доступно по: https://www.youtube.com/watch?v=AkVJm_V0-Y0. Ссылка активна на 26.01.2021.
34. Политическая реклама Явлинский - 2018. Доступно по: https://www.youtube.com/watch?v=tzy88XMmO60&t=1s. Ссылка активна на 22.02.2021.
36. Политическая реклама В. Жириновский. Россия. 1996 г. Доступно по: https://www.youtube.com/watch?v=-466J1Ew984. Ссылка активна на 22.02.2021.
36. Так растет ли экономика России? Доступно по: https://www.youtube.com/watch?v=19-tEixxzKs. Ссылка активна на 01.01.2021.
37. Предвыборное выступление Жириновского, 1996. Доступно по: https://www.youtube.com/watch?v=vjAFuOm1dNA. Ссылка активна на 06.11.2020.
38. Владимир Путин - Молодец! Доступно по: https://www.youtube.com/watch?v=qigMbF9IaYU. Ссылка активна на 15.02.2021.
39. Голосуй или проиграешь (1996): Прекрасное или ужасное. Доступно по: https://www.youtube.com/watch?v=9CPuvtbwTzg. Ссылка активна на 22.02.2021.
40. За защиту истории! ЖИРИНОВСКИЙ 2018. Доступно по: https://www.youtube.com/watch?v=9CaAbrYhtMg. Ссылка активна на 22.02.2021.
41. (Не)На100ящий Коммунист. Доступно по: https://www.youtube.com/watch?v=_gGzLV1vnwE. Ссылка активна на 26.01.2021.


Количество показов: 288

Возврат к списку



Мы публикуем исследования в области русской и зарубежной филологии и сферы преподавания филологических дисциплин. Мы рекомендуем авторам внимательно прочитать содержание нашего журнала, правила подачи заявок и заявления о злоупотреблениях. Оригинальным статьям и исследованиям, разрабатывающим новые теоретические вопросы, отдается предпочтение. Такие работы всегда цитируются, а цитирование ваших работ отражает ваш статус как исследователя.
ISSN 2079-6021 (Print)
ISBN 2619-029X (Online)
^ Наверх