Метафорическое мышление как основа когнитивной деятельности субъекта на этапе наглядно-образного мышления. «Игра по правилам» – один из способов решения познавательных задач
DOI: https://doi.org/10.29025/2079-6021-2019-3-22-32
Метафорическое мышление как основа когнитивной деятельности субъекта на этапе наглядно-образного мышления. «Игра по правилам» – один из способов решения познавательных задач
Калашникова Л.В. /
Резюме: Статья посвящена исследованию роли метафорического мышления в процессе когнитивной деятельности субъекта на этапе наглядно-образного мышления. Метафорическое мышление рассматривается как основа познавательной деятельности субъекта, т.к. позволяет субъекту осмыслить окружающую действительность, привлекая имеющиеся у него когнитивные структуры индивидуального опыта для интерпретации этой действительности и выстраивания новых смыслов. Результатом реакции на действительность является появление метафоры как способа разрешения противоречий, возникающих в процессе познания, и репрезентации знаний об окружающей действительности. На этапе наглядно-образного мышления особенно активно усваиваются нормы и правила поведения; закладываются основы абстрактного мышления. Специфическую форму деятельности сознания представляет воображение. Живое познавательное воображение тесно связано с развитием ролевой игры и продуктивных видов деятельности, в ходе которых субъекту приходится решать разнообразные познавательные задачи. Недостаток когнитивного опыта у субъекта порождает фантазию, позволяющую ему переключаться из фрейма в фрейм, устанавливая метафорические переходы-мостики, создавая яркие, необычные метафоры и облегчая адаптацию маленького исследователя к окружающему миру. Ребенок познает мир в игровой форме. Во время игры он воображает или моделирует ситуацию, возникающую при несоответствии видимого и смыслового поля. Игра с такой ситуацией есть не что иное, как игра по правилам, которые или принимаются, или отвергаются субъектом. В случае заинтересованности, ребенок принимает эти правила и полностью погружается в игру, в процессе которой он находит правильное решение, приобретая ценный когнитивный опыт.
Ключевые слова: когнитивная деятельность, метафора, метафорическое мышление, воображение, игра, наглядно-образное мышление, репрезентация, познание, фантазия, субъект
Для цитирования: Калашникова Л.В. Метафорическое мышление как основа когнитивной деятельности субъекта на этапе наглядно-образного мышления. «Игра по правилам» – один из способов решения познавательных задач // Актуальные проблемы филологии и педагогической лингвистики. 2019; 3: 22-32. DOI: 10.29025/2079–6021-2019-3-22-32
Язык: русский
Количество показов: 5510
ISBN 2619-029X (Online)