Содержание номера
Актуальные проблемы филологии и педагогической лингвистики
Научный журнал
ISSN 2079-6021(Print)
ISBN 2619-029X(Online)
Архив номеров

Готовятся к выходу тематические номера журнала:

Выпуск 1, 2024 г.:
«Глокальное пространство современной коммуникации»

Прием статей – до 10 февраля.
Выход номера – 25 марта.

Выпуск 2, 2024 г.:
«Интернет-лингвистика: системообразующие характеристики и языковой дизайн»

Прием статей – до 10 мая.
Выход номера – 25 июня.

Выпуск 3, 2024 г.:
«Дискурс. Нарратив. Текст»

Прием статей – до 10 августа.
Выход номера – 25 сентября.

Выпуск 4, 2024 г.:
«Aллегория. Метафора. Символ»

Прием статей – до 10 ноября.
Выход номера – 25 декабряя.

Выпуск 1, 2025 г.:
«Развитие лексической системы языка в XXI веке: слово в пространстве изменяющегося мира»

Прием статей – до 10 февраля.
Выход номера – 25 марта.

Индексирование

Содержание номера

УДК 371.3:373.1:811.161.1
DOI: https://doi.org/10.29025/2079-6021-2021-2-162-175

Тематика проектно-исследовательской деятельности школьников в русле направлений антропологической лингвистики: достижение предметных результатов и развитие языковых компетенций

Авторы: Я.А. Солунова, Ю.Ю. Данилова


Получена: 19.04.2021 Принята: 11.05.2021 Опубликована онлайн: 25.06.2021

Резюме: Предметом исследования в рамках данной статьи стали система способов, форм и средств организации проектно-исследовательской деятельности школьников среднего звена на занятиях русского языка. Это определило характер работы как практикоориентированный: авторы предпринимают попытку сформулировать и предложить собственные темы проектов и исследований на уроках русского языка в рамках проектно-исследовательской деятельности в соответствии с целесообразностью и предполагаемыми предметными результатами. В ходе работы с целью комплексного анализа обозначенного вопроса на разных этапах применялись общенаучные методы, в частности: метод сплошной выборки; систематизация и обобщение; наблюдение, анализ, классификация, описательно-аналитический метод; метод моделирования, которые в совокупности позволили представить «полную картину». Среди особо значимых результатов исследования можно выделить авторские разработки тем и конструкт (алгоритм с разработкой и описанием) проектно-исследовательской деятельности школьников 5-7 классов образовательных учреждений в рамках направлений современного языкознания с возможной последующей ее реализацией и организацией на уроках русского языка и/или во внеурочное время как способ достижения достаточно широкого спектра предметных результатов обучения и развития языковых (в частности, коммуникативных, культуроведческой, социолингвистических) компетенций. Полученные результаты определяют практическую значимость исследования: материалы исследования могут быть использованы в практике преподавания русского языка, в организации научно-исследовательской деятельности учащихся средней и старшей школы, в разработке спецкурсов и спецсеминаров, при составлении учебных пособий соответствующей проблематики. В статье делаются следующие выводы: тематика проектно-исследовательской деятельности должна быть адекватной, соответствующей возрасту, чтобы ребенку было действительно интересно и учиться, и участвовать в проектно-исследовательской деятельности. Особенно важно добиться того, чтобы он мог понимать ее структуру: свои задачи, возможные методы их решения, сам мог осуществлять поиск информации, презентовать свой проект или его фрагмент и т.п.

Ключевые слова: проектно-исследовательская деятельность, русский язык, тематика проектов по русскому языку, предметные результаты обучения, направления современного языкознания.

Для цитирования: Солунова Я.А., Данилова Ю.Ю. Тематика проектно-исследовательской деятельности школьников в русле направлений антропологической лингвистики: достижение предметных результатов и развитие языковых компетенций. Актуальные проблемы филологии и педагогической лингвистики. 2021. №2. С. 162–175.

For citation: Solunova Ja. A., Danilova Ju. Ju. The topic matter of research project activity of student’s in line with the directions of anthropological linguistics: the achievement of subject outcomes and the development of language competencies Current Issues in Philology and Pedagogical Linguistics. 2021, no 2, pp. 162–175 (In Russ.).

PDF (RUS)

Язык: русский


Об авторе:

Я.А. Солунова1, Ю.Ю. Данилова*

1,2 Казанский федеральный университет (Елабужский институт), Елабуга, Российская Федерация
423600, Елабуга, Республика Татарстан, Российская Федерация, ул. Казанская, 89;
1 ORCID ID: 0000-0003-3769-669X
2 ORCID ID: 0000-0003-0004-5885; Researcher ID: ABH-3745-2020;
Scopus Author ID: 56921918300 (Danilova Yu.Yu.); 56073984100 (Danilova J.J.)
 * e-mail: danilovaespu@mail.ru


Список литературы:
1. Яковлев А.А. Язык как достояние человека и как самоорганизующаяся система. Вестник Балтийского федерального университета им. И. Канта. Серия: Филология, педагогика, психология. 2019; 2: 5-14. Доступно по: https://cyberleninka.ru/article/n/yazyk-kak-dostoyanie-cheloveka-i-kak-samoorganizuyuschayasya-siste.... Ссылка активна на 29.03.2021.
2. Яковлев А.А. О психолингвистической теории сознания. Сибирский филологический журнал. 2020; 3: 298-310. Доступно по: http://journals.tsu.ru/sjp/&journal_page=archive&id=2018&article_id=44942. Ссылка активна на 10.04.2021. DOI: 10.17223/18137083/72/23.
3. Костомаров П.И. Антропоцентризм как важнейший признак современной лингвистики. Вестник Кемеровского государственного университета. 2014; 2(1): 198-203. Доступно по: https://cyberleninka.ru/article/n/antropotsentrizm-kak-vazhneyshiy-priznak-sovremennoy-lingvistiki. Ссылка активна на 06.04.2021.
4. Капуза А.В., Керша Ю.Д., Захаров А.Б., Хавенсон Т.Е. Образовательные результаты и социальное неравенство в России: динамика и связь с образовательной политикой. Вопросы образования. 2017; 4: 10-35. Доступно по: https://vo.hse.ru/2017--4/213247668.html. Ссылка активна на 10.04.2021. DOI: 10.17323/1814-9545-2017-4-10-35. 
5. Туленкова Л.А. Деятельностный подход в формировании личностных универсальных учебных действий. Международный журнал экспериментального образования. 2019; 3: 75-78. Доступно по: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=11875. Ссылка активна на 29.03.2021.
6. Исаев Е.И. Деятельностный подход в педагогическом образовании: становление и реализация. Психологическая наука и образование. 2020; 5 (25): 109-119. Доступно по: https://psyjournals.ru/psyedu/2020/n5/Isaev.shtml Ссылка активна на 30.03.2021. DOI: 10.17759/pse.2020250509.
7. Абрамова И. В., Вечтомов Е. М., Шилова З. В. Инновационные аспекты организации проектно-исследовательской деятельности педагогов в вузе. Перспективы науки и образования. 2020; 3 (45): 488-507. Доступно по: https://pnojournal.wordpress.com/2020/07/13/abramova-vechtomov-shilova/. Ссылка активна на 06.04.2021. DOI: 10.32744/pse.2020.3.35.
8. Измайлова Р.Г., Шейнова Т.Г., Тимохина Т.В. Использование коллективных видов деятельности в развитии речи детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста. Перспективы Науки и Образования. 2020; 5(47): 190-211. Доступно по: https://pnojournal.files.wordpress.com/2020/10/pdf_200514.pdf. Ссылка активна на 10.04.2021. DOI: 10.32744/pse.2020.5.14.
9. Lyakso E., Frolova O., Grigorev A., Gorodnyi V., Nikolaev A. Strategies of Speech Interaction between Adults and preschool Children with Typical and Atypical Development. Behavioral Sciences. 2019; 9 (12): 159. Доступно по: https://www.ncbi.nlm.nih.gov/pmc/articles/PMC6961051/. Ссылка активна на 06.04.2021. DOI: 10.3390/bs9120159.
10. Погудина Т.В. Метод интеллект-карт на уроках русского языка и литературы. Инфоурок: Метод интеллект-карт на уроках русского языка и литературы. 2020. Доступно по: https://infourok.ru/sbornik-metod-intellekt-kart-na-urokah-russkogo-yazyka-i-literatury-4308188.html Ссылка активна на 27.03.2021.
11. Шахмарова Р.Р. Проектно-исследовательская деятельность обучающихся в контексте ФГОС: проблемы и пути решения. Педагогика и просвещение. 2017; 2: 49-57. Доступно по: https://e-notabene.ru/pped/article_23249.html. Ссылка активна на 06.04.2021. DOI: 10.7256/2454-0676.2017.2.23249.
12. Волкова Е.А. Проектная деятельность учащихся: проблемы и перспективы. Наука и перспективы. Нижний Тагил. 2015; 4: 1-4. Доступно по: http://nip.esrae.ru/7-76. Ссылка активна на 27.03.2021.
13. Самерханова Э.К., Имжарова З. Управление качеством образовательного процесса в условиях инновационного развития вуза. Вестник Мининского университета. Нижний Новгород. 2014; 4 (8): 1-5. Доступно по: https://cyberleninka.ru/article/n/upravlenie-kachestvom-obrazovatelnogo-protsessa-v-usloviyah-innova.... Ссылка активна на 27.03.2021.
14. Данилова Ю.Ю., Солунова Я.А. Современные направления языкознания как перспективный ресурс проектно-исследовательской деятельности в рамках изучения русского языка. Казанский лингвистичеcкий журнал. Казань. 2021; 1 (4): 126-137. Доступно по: http://www.kaz-linguo-journal.ru/nomer/download/12-nomer/61-%D0%BA%D0%BB%D0%B6-%D1%82%D0%BE%D0%BC-4-.... Ссылка активна на 27.03.2021.
15. Кусова М.Л., Чиликова И.А. Проектно-исследовательская деятельность культуроведческой направленности как средство повышения мотивации младших школьников к изучению русского языка в условиях полиэтнического класса. Педагогическое образование в России. Екатеринбург. 2019; 3: 28-34. Доступно по: http://elar.uspu.ru/handle/uspu/11635. Ссылка активна 27.03.2021.


Количество показов: 528

Возврат к списку

ISSN 2079-6021 (Print)
ISBN 2619-029X (Online)
^ Наверх