Содержание номера
Актуальные проблемы филологии и педагогической лингвистики
Научный журнал
ISSN 2079-6021(Print)
ISBN 2619-029X(Online)
Архив номеров

Готовятся к выходу тематические номера журнала:

Выпуск 1, 2024 г.:
«Глокальное пространство современной коммуникации»

Прием статей – до 10 февраля.
Выход номера – 25 марта.

Выпуск 2, 2024 г.:
«Интернет-лингвистика: системообразующие характеристики и языковой дизайн»

Прием статей – до 10 мая.
Выход номера – 25 июня.

Выпуск 3, 2024 г.:
«Дискурс. Нарратив. Текст»

Прием статей – до 10 августа.
Выход номера – 25 сентября.

Выпуск 4, 2024 г.:
«Aллегория. Метафора. Символ»

Прием статей – до 10 ноября.
Выход номера – 25 декабряя.

Выпуск 1, 2025 г.:
«Развитие лексической системы языка в XXI веке: слово в пространстве изменяющегося мира»

Прием статей – до 10 февраля.
Выход номера – 25 марта.

Индексирование

Содержание номера

УДК 81’33+801.82+004.91
DOI: https://doi.org/10.29025/2079-6021-2022-2-153-165

Цифровые филологические практики: проект «Chekhov Digital»

Авторы: Северина Е.М., Бонч-Осмоловская А.А., Кудин А.М. 


Получена: 05.04.2022 Принята: 28.04.2022 Опубликована онлайн: 25.06.2022

Резюме: В статье рассматривается роль «цифровых практик» в формировании междисциплинарности гуманитарного знания, особенности разработки цифровых гуманитарных проектов в области филологии. Рассмотрена модель разработки цифрового проекта в области подготовки семантической разметки литературных изданий Chekhov Digital, который представляет собой цифровую публикацию академического Полного собрания сочинений и писем А. П. Чехова. Цель проекта – разработка машиночитаемой (семантической) разметки текстов писателя с опорой на стандарты цифровой публикации Text Encoding Initiative (TEI). В рамках проекта уточняются стандарты для подготовки цифровых русскоязычных изданий, формулируются концептуальные и технические условия реализации, разрабатывается инфраструктура и новые методы исследования. Разработана структура машиночитаемой аннотации документов, позволяющая разметить смысловые сущности в чеховских текстах, примечаниях и комментариях для организации семантического поиска по корпусу текстов писателя. Для уточнения разметки смысловых сущностей в произведениях А. П. Чехова использованы методы автоматической обработки текстов, включая тематическое моделирование и семантические векторные модели для изучения важнейших авторских концептов; корпусные методы исследования непосредственных контекстов употребления вербальных репрезентаций концептов. Концептуальный анализ позволил провести реконструкцию авторских концептов в контексте разметки смысловых сущностей. Для разметки имен и названий реально существовавших людей и объектов создана специализированная база данных, основанная на указателях к письмам. В рамках проекта реализован принцип открытых исследовательских данных (Open Data), одной из целей которого является создание научных сообществ вокруг данных. Работа над проектом привела к развитию научного сотрудничества Центров цифровых гуманитарных исследований НИУ ВШЭ и ЮФУ.


Ключевые слова: цифровые гуманитарные науки; междициплинарность; цифровые издания; Text Encoding Initiative; семантическая разметка; цифровая филология; цифровой проект; Chekhov Digital.

Благодарности: Статья подготовлена в рамках соглашения о научном сотрудничестве № 6.13.1-02/250821-1 по проекту «Конвергенция языковых пластов русского языка в зеркале цифровых решений» между Южным федеральным университетом (ЮФУ) и Национальным исследовательским университетом «Высшая школа экономики» (НИУ ВШЭ) («Зеркальные лаборатории НИУ ВШЭ»).

Для цитирования: Северина Е.М., Бонч-Осмоловская А.А., Кудин А.М. Цифровые филологические практики: проект «Chekhov Digital». Актуальные проблемы филологии и педагогической лингвистики. 2022. № 2. С. 153–165.

For citation: Severina E.M., Bonch-Osmolovskaya A.A., Kudin A.M. Digital Philological Practices: the Project “Chekhov Digital”. Current Issues in Philology and Pedagogical Linguistics. 2022, no 2, pp. 153–165. (In Russ.). 

PDF (RUS)

Язык: русский


Об авторе:

Е.М. Северина1*, А.А. Бонч-Осмоловская2, А.М. Кудин3
1,3Южный федеральный университет, 
344006, Российская Федерация, Ростов-на-Дону, пер. Университетский, 93;
1Scopus Author ID: 57191625376; ORCID ID: 0000-0001-6518-2771;
2Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»,
105066, Российская Федерация, Москва, ул. Старая Басманная, д. 21/4, стр. 1;
2Scopus Author ID: 26967547200; ORCID ID: 0000-0001-5826-8286;
Researcher ID: L-5555-2015;
*e-mail: emkovalenko@sfedu.ru


Список литературы:
1. Журавлева Е.Ю. Современные модели развития гуманитарных наук в цифровой среде. Вопросы философии. 2011; 5: 91–98. Доступно по: http://vphil.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=325&Itemid=52. Ссылка активна на 18.04.2022.
2. Кирдина-Чэндлер С.Г., Клейнер Г.Б. Социальное прогнозирование как междисциплинарный проект. Социологические исследования. 2016; 12: 44-51. Доступно по: http://socis.isras.ru/article/6473. Ссылка активна на 18.04.2022.
3. Dakos M. Manifesto for the Digital Humanities. 2011. Available at: https://tcp.hypotheses.org/category/manifeste. Accessed April 18, 2022.
4. Lunenfield P, Presner T, & Schnapp J. Digital humanities manifesto 2.0. 2009. Available at: http://www.humanitiesblast.com/manifesto/Manifesto_V2.pdf. Accessed April 18, 2022.
5. Davidson CN, & Savonick D. Digital Humanities. The Role of Interdisciplinary Humanities in the Information Age. The oxford handbook of Interdisciplinarity. 2017; 159-172.
6. Klein JT. Interdisciplining digital humanities: Boundary work in an emerging field. Ann Arbor: University of Michigan Press. 2015. https://doi.org/10.3998/dh.12869322.0001.001.
7. Zeng ML, Sula CA, Gracy KF, Hyvönen E and Alves Lima VM. JASIST Special Issue on Digital Humanities (DH). J Assoc Inf Sci Technol. 2022; 73(2): 143-147. https://doi.org/10.1002/asi.24584.
8. Poole AH. The conceptual ecology of digital humanities. Journal of Documentation. 2017; 73: 91–122. https://doi.org/10.1108/JD-05-2016-0065.
9. Luhmann J, &Burghardt M. Digital humanities – A discipline in its own right? An analysis of the role and position of digital humanities in the academic landscape. Journal of the Association for Information Science and Technology. 2021; 73(2): 148–171. https://doi.org/10.1002/asi.24533 
10. Special Issue on Digital Humanities (DH). Journal of the Association for Information Science and Technology.2022; 73(2): C1, 141-344. Available at: https://asistdl.onlinelibrary.wiley.com/toc/23301643/2022/73/2. Accessed April 18, 2022.
11. Thaller M. Controversies around the digital humanities: an agenda. Historical Social Research. 2012; 37(3): 7-23. https://doi.org/10.12759/hsr.37.2012.3.7-23.
12. Pogorskiy E. Using personalisation to improve the effectiveness of global educational projects. E-Learning and Digital Media. 2015; 12(1): 57-67. https://doi.org/10.1177%2F2042753014558378.
13. Earnshaw R. Digital Humanities. Research and Development in Digital Media. SpringerBriefs in Computer Science. Springer, Cham. 2018: 79-86. https://doi.org/10.1007/978-3-319-73080-6_6.
14. Тагард П. Междисциплинарность: торговые зоны в когнитивной науке. Logos. Gaidar Institute Press. 2014; 24(1): 35-60. Доступно по: https://logosjournal.ru/articles/387555/. Ссылка активна на 18.04.2022.
15. Погорский Э.К. Особенности цифровых гуманитарных наук. Информационный гуманитарный портал «Знание. Понимание. Умение». 2014; 5. Доступно по: http://www.zpu-journal.ru/e-zpu/2014/5/Pogorskiy_Digital-Humanities/. Ссылка активна на 18.04.2022.
16. Orekhov B and Gronas M. «Что такое семантическое издание и почему в будущем все издания станут семантическими?». A/Z: Essays in Honor of Alexander Zholkovsky, edited by Dennis Ioffe, Marcus Levitt, Joe Peschio and Igor Pilshchikov, Boston, USA: Academic Studies Press. 2018; 246-268. https://doi.org/10.1515/9781618117212-018 (In Russ.).
17. Северина Е.М., Ларионова М.Ч. Новые филологические практики: семантическое издание текстов А. П. Чехова. Филология: научные исследования. 2020; 10: 13-21. DOI: 10.7256/2454-0749.2020.10.33970. Доступно по: https://nbpublish.com/library_read_article.php?id=33970. Ссылка активна на 18.04.2022.
18. Bonch-Osmolovskaya A, Skorinkin D, Pavlova I, Kolbasov M, & Orekhov B. Tolstoy semanticized: Constructing a digital edition for knowledge discovery. Journal of Web Semantics. 2019; 59, 100483. https://doi.org/10.1016/j.websem.2018.12.001.
19. Чехов А.П. Полное собрание сочинений и писем: В 30 т. АН СССР. Ин-т мировой лит. им. А. М. Горького. М.: Наука. 1974-1983. Доступно по: http://feb-web.ru/feb/chekhov/default.asp?/feb/chekhov/texts/che-te02.html Ссылка активна на 18.04.2022.
20. Qiang Fu, Yufan Zhuang, Jiaxin Gu, Yushu Zhu, & Xin Guo. Agreeing to Disagree: Choosing Among Eight Topic-Modeling Methods. Big Data Research. 2021; 23, 100173. Available at: https://www.sciencedirect.com/science/article/pii/S2214579620300411. Accessed April 18, 2022.
21. Азаренко Н.А. Концепт страдание как основной репрезентант темы детства в творчестве Ф. М. Достоевского. Вопросы когнитивной лингвистики. 2010; 2: 48-53. Доступно по: https://cyberleninka.ru/article/n/kontsept-stradanie-kak-osnovnoy-reprezentant-temy-detstva-v-tvorch.... Ссылка активна на 18.04.2022.
22. Kutuzov A, Kuzmenko E. WebVectors: A Toolkit for Building Web Interfaces for Vector Semantic Models. In: Ignatov D. et al. (eds) Analysis of Images, Social Networks and Texts. AIST 2016. Communications in Computer and Information Science. Springer, Cham. 2017; 661: 155-161. https://doi.org/10.1007/978-3-319-52920-2_15.


Количество показов: 332

Возврат к списку

ISSN 2079-6021 (Print)
ISBN 2619-029X (Online)
^ Наверх