Содержание номера
Актуальные проблемы филологии и педагогической лингвистики
Научный журнал
ISSN 2079-6021(Print)
ISBN 2619-029X(Online)
Архив номеров

Готовятся к выходу тематические номера журнала:

Выпуск 2, 2024 г.:
«Интернет-лингвистика: системообразующие характеристики и языковой дизайн»

Прием статей – до 10 мая.
Выход номера – 25 июня.

Выпуск 3, 2024 г.:
«Дискурс. Нарратив. Текст»

Прием статей – до 10 августа.
Выход номера – 25 сентября.

Выпуск 4, 2024 г.:
«Aллегория. Метафора. Символ»

Прием статей – до 10 ноября.
Выход номера – 25 декабряя.

Выпуск 1, 2025 г.:
«Развитие лексической системы языка в XXI веке: слово в пространстве изменяющегося мира»

Прием статей – до 10 февраля.
Выход номера – 25 марта.

Индексирование

Содержание номера

УДК 81-119
DOI: https://doi.org/10.29025/2079-6021-2022-2-177-191

Диалогичность текстов-репрезентантов книгоиздательского интернет-дискурса (на примере сайта издательской группы «Азбука-Аттикус»)

Авторы: Зоидзе Э.А. 


Получена: 26.04.2022 Принята: 13.05.2022 Опубликована онлайн: 25.06.2022

Резюме: Настоящая статья посвящена описанию и анализу особенностей книгоиздательского интернет-дискурса с точки зрения его диалогичности. 
Проблема, затрагиваемая в статье, является актуальной ввиду важности роли книги в общественной и культурной жизни. Исследование встраивается в сферу интернет-лингвистики и анализа институциональных дискурсов в рамках действующей антропоцентрической парадигмы. Сложность самого книгоиздательского дискурса, который взаимодействует с разными субъектами в рамках своей коммуникативной деятельности, также доказывает необходимость осмысления не только сущности институциональной коммуникации, но и языковых проявлений взаимодействия ее участников, чьи роли могут накладывать определенный отпечаток на оформление высказываний. 
Работа нацелена на анализ языковых средств, служащих маркерами диалогичности книгоиздательского дискурса на примере сайта российской издательской группы «Азбука-Аттикус». В результате анализа целевой выборки представлен обзорный взгляд на реализацию универсальной категории диалогичности в дискурсивном пространстве интернет-сайта одной из российских издательских групп. Анализ фактического материала разделен условно на три части. Первая содержит общий взгляд на основные разделы сайта и рассматривает ряд регулярно встречающихся средств диалогичности. Вторая часть подробно анализирует 16 описаний книжных подборок. Третья часть посвящена анализу проявления диалогичности в текстах жанра «издательская аннотация». Выявлены наиболее заметные маркеры диалогичности, среди которых местоимения 1 и 2 лица, различные типы вопросительных предложений, качественные прилагательные в положительной и превосходной степени, глаголы в императиве. Кроме этого, представлена схема коммуникации между участниками процесса книгораспространения, в которой разворачивается имплицитный диалог. 


Ключевые слова: интернет-лингвистика, книгоиздательский сетевой дискурс, диалогичность, адресант, адресат.

Для цитирования: Зоидзе Э.А. Диалогичность текстов-репрезентантов книгоиздательского интернет-дискурса (на примере сайта издательской группы «Азбука-Аттикус»). Актуальные проблемы филологии и педагогической лингвистики. 2022. № 2. С. 177–191.

For citation:  Zoidze E.A. Dialogicity of Texts Representing Book Publishing Internet Discourse (on the Example of a Russian Publishing Group “Azbuka-Attikus”). Current Issues in Philology and Pedagogical Linguistics. 2022, no 2, pp. 177–191. (In Russ.).

PDF (RUS)

Язык: русский


Об авторе:

Э.А. Зоидзе
Московский городской педагогический университет,
129226, Российская Федерация, Москва, 2-й Сельскохозяйственный проезд, д. 4, к. 1;
ORCID ID: 0000-0003-0290-986X


Список литературы:
1. Митрофанова Т.А. Соотношение понятий «диалогичность», «адресованность» и «обращенность» в институциональном дискурсе. Инновационные технологии в преподавании иностранных языков: от теории к практике: сборник статей. Йошкар-Ола: Марийский государственный университет; 2019: 18-25. Доступно по: https://elibrary.ru/item.asp?id=37605542. Ссылка активна на 13.05.2022. 
2. Васильева Н.В. Текст на обложке книги: место в классификации вторичных текстов. Информационная структура текста: сборник статей. РАН. ИНИОН. М.: Институт научной информации по общественным наукам РАН; 2018: 169-182. Доступно по: https://elibrary.ru/item.asp?id=36534351. Ссылка активна на 13.05.2022.
3. Рац М.В. Книга в системе общения: вокруг «Заметок библиофила». Санкт-Петербург: ИД «Ретро»; 2005.
4. Иссерс О.С. Дискурсивные практики нашего времени. Москва: Ленанд; 2021.
5. Тырыгина В.А. Внутри- и внешнетекстовые проявления диалогичности в мeдийном дискурсе. Теория и практика лингвистического описания разговорной речи. 2018; 2(31): 208-213. Доступно по: https://elibrary.ru/item.asp?id=39451742. Ссылка активна на 13.05.2022.
6. Тарасова А.Н. Текст как носитель информации о ситуации общения (о соотношении лингвистики текста и анализа дискурса). Романистика в эпоху полилингвизма: материалы Международной научно-практической конференции, Москва, 19–21 октября 2017 года. Москва: Московский государственный лингвистический университет; 2017: 517-528. Доступно по: https://elibrary.ru/item.asp?id=34848080&pff=1. Ссылка активна на 13.05.2022.
7. Диалогическая лингвистика: коллективная монография. Т. Д. Богачанова, Л. Г. Викулова, Г.Р. Власян [и др.]. Барнаул: Алтайский государственный педагогический университет; 2019. Доступно по: https://elibrary.ru/item.asp?id=42512128. Ссылка активна на 13.05.2022.
8. Викулова Л.Г., Макарова И.В. Издательская деятельность как дискурсивная практика: книжный каталог. Когниция, коммуникация, дискурс. 2013; 7: 23-32. Доступно по: https://elibrary.ru/item.asp?id=26656402. Ссылка активна на 18.02.2022.
9. Викулова Л.Г. Издательский дискурс в системе общения «автор – издатель – читатель». Вестник Иркутского государственного лингвистического университета. 2012; 2s (18): 63-69. Доступно по: https://elibrary.ru/item.asp?id=19434205. Ссылка активна на 13.05.2022.
10. Каверзина А.В., Чернышов М.Ю. Подход к исследованию дискурса, связанного с издательской деятельностью. Описание системы характеристик дискурсивных отношений. Вестник Иркутского государственного лингвистического университета. 2013; 1(22): 198-205. Доступно по: https://elibrary.ru/item.asp?id=18936250. Ссылка активна на 13.05.2022.
11. Genette G. Paratexts: thresholds of interpretation. Cambridge University Press; 2001: 427. Available at: https://www.almendron.com/tribuna/wp-content/uploads/2017/06/genette_gerard_paratexts_thresholds_of_.... Accessed May 13, 2022.
12. Lane P. Les frontières des textes et des discours: pour une approche linguistique et textuelle du paratexte. Congrès Mondial de Linguistique Française – CMLF’08; Paris, 2008, Institut de Linguistique Française Linguistique du texte et de l’écrit, stylistique. Available at: https://www.linguistiquefrancaise.org/articles/cmlf/pdf/2008/01/cmlf08299.pdf. Accessed May 13, 2022.
13. Хутыз И.П. Диалогичность как средство управления вниманием адресата. Когнитивно-дискурсивное пространство в современном гуманитарном знании: сборник научных трудов. Под редакцией И.П. Хутыз. Краснодар: Кубанский государственный университет; 2017: 294-302. Доступно по: https://elibrary.ru/item.asp?id=35005696. Ссылка активна на 13.05.2022.
14. Хутыз И.П., Колчевская В.А. Коммуникативные стратегии институционального дискурса: информирование и кооперация. Филология в контексте коммуникации и современной культуры. Т. 1: материалы Международного филологического конгресса. Краснодар: Кубанский гос. ун-т; 2020: 269-276. Доступно по: https://elibrary.ru/item.asp?id=44065959. Ссылка активна на 13.05.2022. 
15. Рянская Э.М. Диалогичность и ее проявление в интернет-дискурсе (на примере университетских сайтов). Труды преподавателей гуманитарного факультета Нижневартовского государственного университета: Материалы Всероссийской конференции. Нижневартовск, 03–06 апреля 2018 года. Нижневартовск: Нижневартовский государственный университет; 2019: 10-13. Доступно по: https://elibrary.ru/item.asp?id=37634105. Ссылка активна на 13.05.2022.
16. Ухова Л.В. Продающий vs продвигающий текст: к вопросу о факторе адресата. Медиалингвистика: Материалы IV международной научной конференции. Санкт-Петербург, 09–12 ноября 2020 года. Санкт-Петербург: Издательство Санкт-Петербургского государственного университета; 2020: 207-211. Доступно по: https://elibrary.ru/item.asp?id=44210078. Ссылка активна на 13.05.2022.

17. Пром Н.А. Фактуализация реальности в медиадискурсе: характеристики, типы, способы выражения: монография. Под науч. ред. д-ра филол. наук, проф. В. И. Карасика. Волгоград: ПринТерра; 2020.
18. Карасик В.И. Языковой круг: личность, концепты, дискурс. Волгоград: Научное издательство ВГСПУ «Перемена»; 2002.
19. Krauss RM. The Role of the Listener: Addressee Influences on Message Formulation. Journal of Language and Social Psychology. 1987; 2(6): 81-98. DOI: https://doi.org/10.1177/0261927X8700600201
20. Эко У. Роль читателя. Исследования по семиотике текста. Санкт-Петербург: Симпозиум; 2005.
21. Куфаев М.Н. Проблемы философии книги. Книга в процессе общения. Москва: Наука; 2004: 188. 
22. Красноперова Ю.В. Диалогичность как основная характеристика дискурса. Амурский научный вестник. 2014; 2: 119-129. Доступно по: https://elibrary.ru/item.asp?id=22530168. Ссылка активна на 13.05.2022.
23. Кристева Ю. Бахтин, слово, диалог и роман. Французская семиотика: От структурализма к постструктурализму. М.: Прогресс, 2000а: 427–458. 
24. Hautli-Janisz A, Budzynska K, McKillop C, Plüssc B, Gold V, Reed C. Questions in argumentative dialogue. Journal of Pragmatics. 2022; V. 188, January: 56-79. DOI: https://doi.org/10.1016/j.pragma.2021.10.029
25. Нестеренко Е.Ю. Обращения в русском и английском дискурсе Филологический класс. 2021; Т. 26. 1: 144-152. DOI: https://doi.org/10.51762/1FK-2021-26-01-11
26. Perez-Sabater C. Moments of sharing, language style and resources for solidarity on social media: A comparative analysis. Journal of Pragmatics. 2021; V. 180, July: 266-282. DOI: https://doi.org/10.1016/j.pragma.2021.04.034


Количество показов: 267

Возврат к списку

ISSN 2079-6021 (Print)
ISBN 2619-029X (Online)
^ Наверх