Майстер Экхарт и вопросы лингвофилософии языка
Актуальные проблемы филологии и педагогической лингвистики
Научный журнал
ISSN 2079-6021(Print)
ISBN 2619-029X(Online)
Выпуски

Готовятся к выходу тематические номера журнала:

Выпуск 3:
«Жанры речи: историческая динамика и современные трансформации»

Прием статей – до 20 августа.
Выход номера – 25 сентября.

Выпуск 4:
«Текст в современной филологической парадигме: герменевтика художественной коммуникации»

Прием статей – до 20 ноября.
Выход номера – 25 декабря.

Индексирование

Майстер Экхарт и вопросы лингвофилософии языка

УДК 81:248.2 М 12
DOI: https://doi.org/10.29025/2079-6021-2020-1-12-21

Майстер Экхарт и вопросы лингвофилософии языка


Аликаев Р.С. / Аликаева Л.С. / Тогузаева М.Р. /

Получена: 17.01.2020 Принята: 10.02.2020 Опубликована онлайн: 25.03.2020

Резюме: В отечественной лингвистике практически отсутствуют исследования по языку схоластики и мистики. Имеющиеся редкие публикации посвящены вопросам словообразовательных моделей в лексике данного направления, общим вопросам теософии схоластики и мистики, отдельным лексемам мистических текстов. В то же время изучение текстов представителей немецкой мистики, которые являлись продуктом устной творчества, сложившихся в результате сложного взаимодействия с латинским языком западной схоластики, представляют особый интерес в аспекте лингвофилософского осмысления языковых реалий и их влияния на лингвофилософские концепции нового времени. В статье рассматриваются рассуждения доминиканца Мастера Экхарта, представителя рейнской мистической школы, о сути языка, автономии языка, языке как неисчерпаемом богатстве бытия, языке как рождении слова в душе, соотношении материального звука языка и слова как его референции, взаимосвязях языка и познания, вещи и представления, значения и звучания языкового элемента. В статье отмечается, что язык у мистиков, в отличие от современного представления о нем, не может быть автономной сущностью. Он не творит сам по себе «чисто языковое» значение, но открывает и познаёт всего-навсего созданную Богом форму вещи и подобным образом полученное познание транслирует (выражает) наружу. Языковое значение для Экхарта даже в его самой слабой и упрощенной форме как внешнее слово выступает все ёще отблеск изначальной божественной идеи, хотя может быть и в достаточно завуалированной форме. Для Экхарта речь, творимая Богом, означает введение духовных форм в мёртвую материю и тем самым создание упорядоченного мира отличающихся различными формами реальных вещей. При этом основная функция божественного языка видится в дистинктивной роли (rerum distinctio) или, говоря другими словами, в создании порядка Вселенной (или упорядоченного мира). В трудах мистика Экхарта в понимание сути языка и его составляющих продолжены в целом традиции средневековой схоластики, а язык самой мистики стоит обособленно, где важную роль играет не звучащая речь.

Ключевые слова: лингвофилософия, схоластика и мистика, язык, значение и звучание, внешнее и внутреннее слово, познание, автономия языка

Для цитирования: Аликаев Р.С., Аликаева Л.С., Тогузаева М.Р. Майстер Экхарт и вопросы лингвофилософии // Актуальные проблемы филологии и педагогической лингвистики. 2020; 1: 12-21. DOI: 10.29025/2079-6021-2020-1-12-21

PDF (RUS)

Язык: русский




Количество показов: 1575

Возврат к списку



Мы публикуем исследования в области русской и зарубежной филологии и сферы преподавания филологических дисциплин. Мы рекомендуем авторам внимательно прочитать содержание нашего журнала, правила подачи заявок и заявления о злоупотреблениях. Оригинальным статьям и исследованиям, разрабатывающим новые теоретические вопросы, отдается предпочтение. Такие работы всегда цитируются, а цитирование ваших работ отражает ваш статус как исследователя.
ISSN 2079-6021 (Print)
ISBN 2619-029X (Online)
^ Наверх